MENU
Продукты-симбионты
Создание новых продуктов — важная часть деятельности компаний. Рассмотрим вариант создания продукта для «чужих» потребителей.
Создание продукта может происходить разными путями. Это может быть доработка существующего продукта или замещение продукта-конкурента на другой, имеющий улучшенные потребительские характеристики. Это понятный и очевидный путь.

Новый продукт может быть реализацией какой-то идеи, возникшей в голове у предпринимателя. Не самый очевидный путь.

И есть вариант создания продукта для «чужих» потребителей путём присоединения к аудитории другого продукта. Рассмотрим путь создания симбиоза с продуктом, уже успешно существующим на рынке.
«Симбио́з (греч. συμ-βίωσις — «совместная жизнь» от συμ- — совместно + βίος — жизнь) — форма тесных взаимоотношений между организмами разных видов, при которой хотя бы один из них получает для себя пользу».
Взято из Википедии.

В природе принято выделять несколько типов симбиоза. Рассматривая технические системы, не станем углубляться в подробности биологии и предлагаем остановиться на варианте создания
симбиоза с продуктом, успешно существующем на рынке. При этом ваш продукт может быть как и более успешным, чем продукт для симбиоза, так и менее успешным, либо они могут быть равны друг другу. Важно, что оба продукта должны жить на разных рынках. Как сказано в определении к биологическому симбиозу — «быть организмами разных видов».
В качестве примера симбиоза равных по значимости продуктов на своих рынках можно привести так называемые коллабы. Коллаборации. Когда каждый из продуктов-партнёров делится с другим
своей потенциальной аудиторией и аурой своего бренда, при этом практически никак не влияя на основные продукты друг-друга. Это и кроссовки, выпускаемые известной фирмой в сотрудничестве с какой-нибудь поп-звездой. И смартфон с дизайном, навеянным формами и стилем известного автомобиля. И даже банальная газировка, оформленная под какое-то событие.
New Balance х Levi`s
Puma х NASA
Coca-Cola x Star Wars
OPPO & FC Barcelona
Polaroid & MTV
Далее можно рассмотреть
Источник redsearch.org
Начнём с идеальности с точки зрения самих ритейлеров. Когда-то открытие формата универсама стало настоящим прорывом в торговле. Согласно сложившемуся мнению, первые универсамы появились в США в 1912 году в результате отказа от услуги доставки продуктов покупателю на дом в магазинах The Great Atlantic and Pacific Tea Company.

Обратите внимание — ритейлер решил, видимо в целях сокращения издержек, покупатель будет сам носить свои покупки себе домой. И возможно снизил стоимость товаров в магазине. Покупатель согласился.
Источник http://www.scanandgo.ru
Например, в 2016 году в сети гипермаркетов Глобус впервые в России (по данным компании) была внедрена система самостоятельного учёта покупателями своих покупок с помощью специального сканера.

В настоящее время данные системы также частично внедрены в сети Перекрёсток.
Для чего это было внедрено? Чтобы сократить время нахождения покупателя на кассе, чтобы не было необходимости выкладывать товары из тележки на ленту, а затем складывать это в сумку после учёта кассиром. Ведь проще сразу самостоятельно учесть все покупки, когда складываешь их в сумку, находясь в торговом зале, а на кассе просто оплатить их.

Но что в этом решении не достаточно идеально, как можно улучшить систему? В данном примере покупателю для совершения покупок нужен сканер, использование которого несёт и дополнительные затраты как для магазина — покупать, обслуживать, ремонтировать , так и для покупателя — понять как он работает, носить с собой, положить на место...
Источник Суперчек
И здесь снова на помощь приходит то, что у нас всегда с собой. Смартфон. На который достаточно установить соответствующее приложение. Например, приложение «Суперчек» от Яндекса помогает не только сравнивать стоимость товаров в разных магазинах, но и использовать его как сканер товаров при покупках. Пока что только в некоторых магазинах сети «ВкусВилл», но это только начало. А чтобы покупатель начал его использовать подобным образом, можно простимулировать его кэшбеком. Таким образом покупатель экономит на покупках, а магазин на продавцах и пространстве.
Забавно, что в улучшении покупательского опыта магазины начали активно внедрять услугу доставки только что купленных продуктов домой. Ритейлеры делают это самостоятельно, либо с помощью партнёров, либо эту функцию выполняют отдельные игроки рынка, которые могут избавить покупателя от самой необходимости идти в магазин, таким образом вплотную приближая офлайновый магазин к стандартному интернет-магазину. Похоже, торговля просто возвращается к истокам. Да и продажу продуктов в кредит недавно вернули.

Но, пожалуй, самым идеальным магазином с точки зрения ТРИЗ на данный момент можно считать офлайновые магазины Amazon Go. Просто посмотрите этот ролик и вы поймёте, в каком направлении будет развиваться офлайновая торговля в мир и в России.
Первый Amazon Go был открыт в Сиэтле в 2016 году для сотрудников компании и, по-сути, отрабатывал технологию. На данный момент компания открыла уже 16 магазинов в разных городах США. Анализируя развитие инновационных проектов в других нишах станет понятно, что в какой то момент открытие подобных магазинов станет лавинообразным.

Но вот в чём вопрос. Идеален ли этот магазин с точки зрения покупателей? Несомненно, да. Минимум действий и времени, необходимых для покупки. Идеален ли магазин с точки зрения ритейлера? Здесь нужно смотреть на соотношение пользы от формата и затрат, необходимых для его реализации. Пока это соотношение не в пользу формата, но постепенно оно будет улучшаться и количество подобных магазинов будет только расти.

А что ещё можно переложить на покупателя?
21 ОКТЯБРЯ / 2019